Были определены следующие цели развития школы:
1. Формировать самостоятельность учащихся через организацию уроков деятельностной направленности. Освоить проведение уроков типа «Урок открытия нового знания», «Урок отработки умений и рефлексии»
На решение цели направлены мероприятия в рамках методической темы «Современный урок как пространство интересной и ответственной деятельности учащегося». Было проведено 2 семинара с привлечением методиста БИМЦ (урок ОНЗ, урок рефлексии). Педагогами проведены и взаимопосещены открытые уроки: 12 учителей (80%) дали открытые уроки ОНЗ на достаточно высоком уровне: оптимальный ≈ 20%, допустимый ≈ 50%. Урок рефлексии проведен всеми учителями математики и русского языка. Качество ведения урока: допустимый ≈ 70%.
2. Внести изменения в систему оценивания учебных достижений посредством обеспечения ее объективности и открытости.
Разработаны и апробированы модули оценивания метапредметных результатов «Умение выступать публично», «Умение составлять карту понятий». Модули содержат открытые для учащихся критерии оценивания. Педагоги (40%) разработали и провели контрольные работы с метапредметным содержанием.
3. Формировать у учащихся позицию осмысленного, ответственного, образовательного выбора через организацию проектной, учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах.
Традиционно была организована проектная деятельность учащихся по предметам в течение года (21% учащихся), исследовательская деятельность - в рамках летнего лагеря с дневным пребыванием «Познаем мир» (30% учащихся). Проводились школьные (28% учащихся 5-9 классов) и районные туры олимпиад (22 % учащихся 7-9 классов). В различных конкурсах уровня выше ОУ приняли участие 94 человека, что составило 63%.
4. Обеспечить возможность самоопределения и самореализации для учащихся через систему внеурочной деятельности
В образовательном учреждении созданы условия для проведения внеурочных занятий в форме курсов по выбору, кружков, секций, программ психолога, общешкольных мероприятий. Внеурочная деятельность в 1-4 классах организована по направлениям ФГОС. Реализованы 21 программа дополнительного образования.
5. Формировать гражданскую позицию учащихся через привлечение к формированию школьного уклада, патриотическое воспитание и взаимодействие с социальными партнерами.
Проведены совместные заседания мэров и администрации школы по вопросам организации школьной жизни.
В рамках взаимодействия с социальными партнерами всеми классными руководителями были проведены классные часы за пределами школы (это сельские и районная библиотеки, Покровский и Берёзовский музеи); проведено совместное общешкольное мероприятие с Переборским ДК; каждый класс выехал за пределы района на каток, в театр, кинотеатр, музей.
Патриотическое воспитание проходило через классные часы, кружок «Истоки», тематические внеклассные мероприятия, факультативы «История Прикамья», «Литература Прикамья». Организована деятельность по социальному проектированию: прошёл школьный конкурс социальных проектов, посвящённый 70-летию победы в ВОВ, в котором приняли участие все классы.
7. Реализовать проекты по формированию и оцениванию метапредметных результатов.
Проекты реализовывались в ходе апробационной деятельности на 2-х уровнях: краевом и муниципальном.
На краевом уровне работала группа педагогов в количестве 4-х человек над формированием и оценкой метапредметного результата в 6-7 классах. Тема апробационной деятельности «Формирование умения выстраивать систему понятий». Формирование умения шло через урок с применением метода карт понятий по предметам биология, математика, география. Для оценивания умения составлять карту понятий (по тексту) был разработан модуль оценивания.
На районном уровне группа педагогов работала над умением публичного выступления. Формирование умения шло через уроки биологии, литературы, истории; внеурочную деятельность (защита учебного проекта, выступления спикеров в игре «Дебаты»). Педагоги разработали процедуру оценивания данного метапредметного результата.
Опыт работы апробационных площадок демонстрировался на муниципальном и краевом уровне через семинары и мастер-классы. 41% педагогов школы являются активными участниками апробационной деятельности.
2.3. Характеристика системы воспитания
Система воспитательной работы строится на следующих уровнях:
• Внешкольная деятельность (конкурсы, соревнования, проекты, встречи и т.д. за пределами ОУ с привлечением социальных партнёров (библиотеки, ДК, сельской администрации и т.д.));
• Общешкольная деятельность (КТД, общешкольные мероприятия);
• Работа с классным коллективом (реализация программ воспитательной системы класса, которые классные руководители составляют с учётом воспитательной программы школы, пожеланий детей и родителей, психологических особенностей учащихся класса, уровня развития детского коллектива и внедрения ФГОС);
• Работа со школьным активом (развитие самоуправления);
Основные направления воспитательной работы:
• Духовно- нравственное;
• Социальное;
• Общекультурное;
• Спортивно-оздоровительное;
• Общеинтеллектуальное
Традиционные общешкольные мероприятия:
• День Знаний (1 сентября),
• День самоуправления,
• День рождения Школьной планеты (конкурс социальных проектов),
• Осенний бал,
• Акция «Забота»,
• Новогоднее представление,
• Школьная спартакиада,
• Дни здоровья,
• За честь школы,
• Праздник последнего звонка,
• календарные праздники – 23 февраля, 8 марта,
• Митинг к 9 мая,
• Тематические дискотеки.
Развитие самоуправления
В школе присутствуют традиционные формы самоуправления:
• Школьное объединение учащихся «Школьная планета», делится на два материка: Детство и Тинэйджер; на материке Детство «проживают» жители 4-х классов-городов, на материке Тинэйджер - 7;
• Общеученическая конференция, на которой обсуждаются основные направления работы, распределяются по классам-городам КТД и выбираются главные министры министерств (традиционными стали такие, как Министерство труда и порядка, Дискоклуб, Министерство учёбы, Спортклуб);
• Совет Школьной планеты (в который входят мэры с 5 по 9 класс и министры) собирается ежемесячно для планирования работы, анализа мероприятий, подведения итогов соревнований между классами-городами в двух возрастных номинациях (материки), разработки необходимых положений;
• Совет Министерств собирается два раза в четверть для подготовки мероприятий.
2.4. Организация внеклассной и внеурочной воспитательной деятельности в целях удовлетворения интересов учащихся
Организация деятельности идет по следующим блокам:
• дополнительное образование (школьный уровень)
В образовательном учреждении созданы условия для проведения внеурочных занятий и кружков по направлениям:
Спортивно – оздоровительное Шахматы 2 класс
Шахматы 2 – 9 класс
Спортивные игры 2- 5 классы
Спортивные игры 6 -9 классы
Шашки 1 класс
Общеинтеллектуальное Юные умники и умницы 1-4 классы
Литературная гостиная 1 -4 классы
Почемучки 2 класс (ЦДТ)
НОУ 6 класс (ЦДТ)
Робототехника 5 – 6 классы (ЦДТ)
Робототехника 4 класс
Общекультурное Пресс-центр 7 класс
Оригами 2 класс
Русские народные танцы 2-5 класс
Учись рисовать 3 класс
Умелые руки (работа по дереву) 2-9 классы
Очумелые ручки (вязание) 5 – 9 классы
Волшебные бусинки (бисероплетение) 3 класс
Социальное Тропинка к своему Я 1 класс
Духовно-нравственное Истоки 5-9 классы (ЦДТ)
Основы православной культуры 3 – 9 классы
По месту проживания учащиеся школы в Покровском ДК и Батериковском ДК занимаются вокалом и танцами. Несколько учащихся занимаются в школе искусств с. Берёзовка.
Занятость дополнительным образованием – 74%.
Из 18 человек группы риска в кружках были заняты 13 человек, что составило 72 %.
• интеллектуальные и творческие конкурсы очные, заочные и дистанционные (школьный - российский уровень)
В различных конкурсах уровня выше ОУ приняли участие 63% учащихся, это ниже запланированных 70%, но призовых мест – 35% от числа участников конкурсов, (22% от всех учащихся) – это хороший показатель.
• концерты (школьный уровень)
• олимпиады (школьный, муниципальный уровень)
В олимпиадах приняло участие 28% учащихся 5-9 классов.
• спортивные соревнования (школьный, муниципальный уровень)
На школьном уровне организована и проводится спартакиада, которая включает межклассные соревнования по баскетболу, пионерболу, волейболу, кросс, лыжные гонки, не менее 60% участников. Учащиеся принимают участие во всех районных соревнованиях: Осенний кросс, волейбол, весёлые старты, лыжные соревнования, военно-патриотический сбор «Юные патриоты России», военно-патриотическая игра «Зарница», соревнования по лёгкой атлетике, 27% участников муниципального и краевого уровней
• лагерь с дневным пребыванием
В летнем ЛДП «Изучай мир» приняли участие 60 учащихся, 40%.
• проекты
Учащиеся имеют возможность выбрать факультативные занятия по своему интересу, поработать в течение года в проектной мастерской (учебные и социальные проекты).
Учащиеся принимают участие в районных сетевых проектах: 8-е классы - «Взгляд в будущее», 9 класс- «Управляй мечтой», группа учащихся 6 – 8 классов «Кто, если не мы!», всероссийский проект «Карта памяти».
Охват проектной деятельностью учащихся 90%
2.5. Организация учебного процесса
Учебный план МБОУ «Переборская основная общеобразовательная школа» на 2014-2015 учебный год
Учебный план разработан на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ 2004 года, реализующего программы общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312), приказа МО и науки РФ №1994 от 09.06.2011г «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ», «Типового положения об образовательном учреждении», постановлением Главного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.» Сан-Пин 2.4.2.2821-10», Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Переборская основная общеобразовательная школа».
Учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: 1-е классы-33 учебные недели, 2-4 классы- 34 учебные недели.
Учебный план определяет объём предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки обучающихся при 5-ти дневной учебной неделе и не превышает её, распределяет учебное время, отводимое на освоение государственных образовательных программ начального общего образования.
Обязательная часть включает в полном объёме изучение всех учебных предметов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: русский язык, литературное чтение, иностранный (немецкий ) язык во 2-4 классах, математика, окружающий мир (человек, природа, общество), основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы светской этики» в 4 кл., технология, физическая культура, часы, отведённые в 1-4 классах на преподавание учебного предмета «Искусство» преподаются по двум отдельным содержательным линиям: музыка и ИЗО.
Преподавание ведётся по УМК «Школа России»
Учебный план для 5-9 классов определяет объём предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки обучающихся при 5-ти дневной учебной неделе и не превышает её, распределяет учебное время, отводимое на освоение государственных образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года в 5-9 классах- 35 учебных недель.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной и компонента образовательного учреждения.
Обязательная часть включает в полном объёме изучение всех учебных предметов государственного образовательного стандарта основного общего образования: русский язык, литература, иностранный (немецкий) язык, математика (алгебра, геометрия), информатика и ИКТ, история (в 9 классе - «История» (интегрированный курс отечественной и всеобщей истории), обществознание (включая экономику и право), география, природоведение, физика, химия, биология, искусство (с 5-7 класс два предмета: ИЗО и музыка, 8-9 классы- МХК), технология, физическая культура.
Часы компонента ОУ в 5-9 классах распределены следующим образом:
• на реализацию в полном объёме программы по русскому языку добавлено в 5,6 кл. – по 2 часа, в 7кл.- 1 час;
• на освоение содержания краеведческой направленности добавлено в 6 кл.: по биологии – 0,5 час, по географии – 0,5час, факультатив История Прикамья- 1час, в 7 кл. -факультатив история Прикамья- 0,5час., литература Прикамья- 0,5 час.
• на введение учебного предмета черчение с целью развития графической грамотности в 8, 9 кл. – 1 час;
• для организации проектной деятельности в 5,6,7кл. – по 1 час;
• на освоение способов представления информации в цифровом виде в 5кл. -0,5 ч;
• для развития познавательных способностей уч-ся в 5 кл. -0,5 час;
• на реализацию предпрофильной подготовки отведено в 8кл – 1час (факультатив «Взгляд в будущее);
• на групповые и индивидуальные консультации по предметам отведено в 9кл - 2 часа.
• для реализации этнокультурного компонента отведено для факультатива по татарскому языку в 5,6,7 кл. по 1 часу.
Изучение и сохранение национальной (татарской) культуры и традиций осуществляется через воспитательную работу на классных часах, школьных мероприятиях.
Учебный план по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида создан на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказа департамента образования Пермской области № 245 от 24.07.03. «Об утверждении примерных региональных учебных планов для специальных (коррекционных) учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (1 вариант) и рассчитан на 34 учебные недели.
Учебный план включает общеобразовательные курсы: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, биология, география, история Отечества, физическая культура и трудовую подготовку: профессиональное обучение и трудовая практика.
Учебным планом предусмотрена следующая коррекционная подготовка: коррекционные курсы:
СБО- направлена на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся;
Логопедические занятия.
Годовой календарный график
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
01.09.14 - 31.10.14 | 10.11.14. - 26.12.14 | 12.01.15 - 20.03.15 | 30.03.15 - 22.05.15 1-4 кл |
9 недель (45 дней) | 7 недель (35 дней) | 10 недель (50 дней ) | 8 недель (40 дней) |
30.03.15-29.05.14. 5-8 кл | |||
каникулы | каникулы | каникулы | |
1.11.14-9.11.14(9 дней) | 27.12.14-11.01.15 (16 дней) | 21.03.15-29.03.15 ( 9 дней) | |
Дополнительные каникулы для 1-кл: 9.02.14 - 15.02.14 |
Выполнение учебных планов и программ по уровням образования
Уровень Выполнение учебного плана Выполнение программы
Начальный 96,6% 100%
Основной 92,2% 100%
3. Функционирование внутренней системы оценки качества образования
3.1. Контроль состояния учебного процесса.
Контроль состояния образовательного процесса проводится согласно плану внутришкольного контроля. В него входит контроль образовательных результатов (учебных, внеучебных, воспитательных), контроль ведения внутришкольной документации, контроль качества урока, контроль выполнения программ и учебного план. Ежегодно делается акцент на определенных объектах контроля, проблемных сторонах.
Контроль состояния преподавания проводился через контроль качества урока, в т.ч. уроков деятельностной направленности (урок рефлексии, урок открытия новых знаний).
По критериям оценки качества уроков учителя (без совместителей), 27% (24% в прошлом году) педагогов показали оптимальный уровень; 40% (41%) – допустимый уровень; 33% (35%) – критический уровень. 67% (65%) учителей школы проводят уроки на высоком и допустимом уровне (есть резерв в 1 педагога).
В сравнении с предыдущим годом произошло незначительное улучшение качества ведения урока учителем. Однако мало сокращается количество уроков критического уровня.
Контроль выполнения программ и состояния внутришкольной документации.
Проверка оформления журналов педагогами проводилась 1 раз в 2 месяца. Можно отметить положительные моменты: своевременное заполнение, хорошая накопляемость, записываются домашние задания (полная запись), практические и контрольные работы оцениваются и выставляются в журналы своевременно.
Однако были отмечены и некоторые недостатки: невнимательное выставление в журнал отметок, а, следовательно, исправления; допускаются исправления или пропуск дат (дата записана, а тема пропущена или наоборот).
По результатам проверки дневников можно отметить своевременное выставление отметок классными руководителями (в основном это вклеенный в дневник листок); некоторые учителя -предметники периодически забывают о обязанности работы с дневниками учащихся, поэтому следует держать данный вопрос на контроле.
3.2. Контроль знаний и умений учащихся по предметам.
Контроль учебных результатов осуществляется в ходе проведения полугодовых и годовых контрольные работы в 1-9 классах, мониторинга успеваемости и обученности по четвертям и году, проверки техники чтения учащихся 2, 4 класса.
4. Содержание и качество подготовки учащихся
4.1. Достижение предметных результатов по итогам ГИА учащихся 9 класса.
В 2014-15 учебном году ГИА состояла из 2 экзаменов (математика и русский язык). Экзамены сдавались по федеральным контрольно-измерительным материалам. По результатам годовых отметок к ГИА были допущены все 16 учащихся (15 человек – ОГЭ, 1 человек – ГВЭ). Результаты экзаменов в сравнении с предыдущими учебными годами таковы:
Учебный год
2010-2011 2011-2012 2012-13 2013-14 2014-15
Успеваемость 94 82 82 96 100
Качество 47 43 41 65 53
Успеваемость по сравнению с прошлым годом увеличилась на 4%, качество – уменьшилось на 8%. Впервые за последние 5 лет учащиеся сдали оба экзамена без «2».
Показатели количества справившихся с экзаменационными работами и качества выполнения работ по обязательным предметам:
Учебный год
2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015
РЯ Мат РЯ Мат РЯ Мат РЯ Мат
Успевае-мость 82 73 76 53 92 100 100 100
Качество 27 36 29 6 69 62 50 56
Процент справившихся по русскому языку увеличился до 100%, по математике остался на прежнем уровне (100%). Качество по русскому языку по сравнению с предыдущим годом уменьшилось с 69 % до 50 (почти на 20%), по математике с 62% до 56 (на 6%). На отлично сдан экзамен 1 учащимся по математике (Оборина Екатерина).
6 учащихся (38%) справились с ГИА по обоим предметам на «4»и «5»; 5 учащихся (31%) имеет «3» по одному из экзаменов.
Анализируя итоги ГИА, следует отметить, что выпускники 9 класса школы показали высокие результаты по обязательным предметам в сравнении с последними учебными годами.
На результат сработало:
• Мониторинг учебных результатов
• Консультации по предметам математика и русский язык (отработка 1 части)
• Пробные экзамены (+ пункт сдачи экзаменов)
• Психологическая поддержка
• Взаимодействие с родителями
• Контроль и мониторинг результатов пробных ГИА
Вывод: качество сдачи выпускников заметно возросло по сравнению с годовыми отметками (математика с 25% до 56% , русский язык с 37,5% до 50%).
4.2. Показатели уровня и качества общеобразовательной подготовки учащихся
Успеваемость и качество за последние 3 года
Успеваемость по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 0,8%, в течение 3 лет держится на уровне 94-95%. Без неуспевающих из девяти классов учебный год закончили только 4 (6-ой, 8-ые, 9-ый).
Причины: вливание в школьный коллектив учащихся из Батериковской школы, выявление учащихся, имеющих затруднения в учебе на 1 ступени, не способных усваивать основную образовательную программу.
Качество обучения по школе 35% (40% в прошлом году). В сравнении с предыдущим годом уменьшилось на 5% (1 ступень повышение на 1,3%, вторая ступень понижение на 8%). Понижение качества обусловлено тем, что выпущен класс с высоким качеством, а 5 класс с низким.
4.3. Освоение учащимися ФГОС
Освоение учащихся ФГОС 1 ступени проходило согласно Положению «О системе оценивания и промежуточной аттестации учащихся 1-4 классов» по результатам: комплексной работы, итоговых контрольных работ по математике и русскому языку; комплексной оценки («Портфель достижений»).
Результаты:
Высокий уровень: Овладел(а) опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач - 7 человек (35%) Средний уровень: Овладел(а) опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач - 12 человек (60%) Низкий уровень: Не овладел(а) опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями – 1 человек (5%) |
Скачать полный текст документа можно здесь